Моей самой любимой станцией всегда была «Маяковская». Да, отчасти и потому, что так я добираюсь на Триумфальную площадь, отчасти потому, что одно время моим любимым поэтом был Маяковский.
Но, в основном, все же за архитектуру станции, за плафоны, на авиационную тему, выполненные великим мастером В. А. Фроловым
Интересные факты о метроИнтересные факты
В Московском метро запрещена видеосъёмка, при этом насчёт фотографирования никаких формальных запретов нет.
Самая глубокая станция — «Парк Победы» (84 м).
Самая длинная станция (по длине платформы) — «Воробьёвы горы» (282 м).
Самый длинный перегон — «Крылатское» — «Строгино», расстояние 6625 м.
Самый короткий — «Выставочная» — «Международная», расстояние между центрами станций — 497 м.
Общая протяжённость лестничного полотна эскалаторов — 66,8 км, а самый большой из них имеет длину 126 м и расположен на станции «Парк Победы».
Площадь облицовки (всего) — 779,9 тыс. м², в том числе: мраморной плиткой — 354,1 тыс. м², гранитной плиткой — 71,5 тыс. м², разной плиткой — 214,1 тыс. м², прочей облицовкой — 140,1 тыс. м²[1].
Общее количество вагонов — 4545 (по состоянию на 1 января 2009 года).
На станции «Площадь Революции» стоят 76 бронзовых скульптур рабочих, крестьян, солдат, матросов, школьников и т. д. Существует поверье, что лучший способ сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой».
«Сретенский бульвар» — единственная станция, не имеющая собственного выхода в город. Он будет построен только в 2010 году, спустя три года после её открытия.
Напряжение на контактном рельсе метро составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций — 825 В).
Средняя стоимость строительства 1 километра Московского метрополитена — 63,77 млн евро, а одной станции — от двух с половиной до трёх миллиардов рублей, в зависимости от глубины заложения.
Во время Великой Отечественной войны, когда метро использовалось как бомбоубежище, в нём родились 213 человек.
На радиальных линиях при движении к центру Москвы станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра — женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — в обратную сторону. Это сделано для ориентации проезда слепых граждан.
В дни празднования 850-летия Москвы метрополитен ежедневно принимал до 14 млн пассажиров, это абсолютный рекорд за всю историю системы.
В Московском метро осталась последняя женщина-машинист — Наталья Владимировна Корниенко.
В подземном вестибюле станции метро «Менделеевская» в 2007 году установлен памятник «Сочувствие» в память о собаке по кличке Мальчик, убитой здесь 21-летней фотомоделью. Надпись на памятнике гласит: «Посвящается гуманному отношению к бездомным животным».
По данным учёных Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН на 2008 год, в московском метрополитене обитают около пяти сотен бездомных собак. Собаки пользуются метро в качестве транспорта и осуществляют с помощью него перемещение по городу. Как правило, в метро собаки не нападают на людей, но могут быть исключения, — в 2008—2009 годах журналисты зафиксировали упоминания в блогах о десяти случаях нападения собак на людей в метрополитене.
Станция лёгкого метро «Улица Скобелевская» — единственная в Московском метрополитене, расположенная над проезжей частью одноимённой улицы. Два выхода — по обе стороны улицы Скобелевской.
Единственным пересадочным узлом, где станции соединены сразу тремя переходами с одной платформы на другую, является пересадочный узел между станциями «метро Каширская» Каховской и Замоскворецкой линий. Причиной является не загруженность или необходимость, а простота конструкции: платформы соединяются двумя переходами в общих вестибюлях и третьим лестничным переходом по середине.
Две линии Московского Метрополитена — Арбатско-Покровская и Филевская — связаны тремя пересадочными узлами: между станциями «Александровский сад» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, между двумя «Киевскими» и двумя «Кунцевскими». Это связано с историческим развитием двух линий-дублеров. С этим же связан и тот факт, что на линиях существуют две пары станций с одинаковыми названиями («Арбатская» и «Смоленская»), между которыми отсутствует переход.
События, произошедшие в 1980 году на станции «Выхино» (тогда «Ждановская») стали одним из крупных этапов перераспределения ролей силовых структур в руководстве СССР.
Интересный материал к юбилею метро