Штопор самолета: а - прямой; б - обратный; в - плоский
Константин Арцеулов родился в Ялте 17 (29) мая 1891 года в семье корабельного инженера. На обучение мальчик был определен в Севастопольское реальное училище, где увлекся сначала рисованием, а после небом (в 13 лет он строит свой первый планер!). Но, как и всякий мальчишка, родившийся у моря, мечтает стать моряком. В 1905 года родители отправляют Костю в Морской корпус в Петербурге, однако по болезни его отчисляют из училища через три года.
Он возвращается в Крым и усердно готовится к поступлению в Академию художеств. Но, увы, экзамены в Академию им провалены.
Фактически методом исключения судьба оставляет юноше его заветное увлечение – небо. И, по возвращении он строит свой третий планер и совершает на нем полет. А в 1910 года снова поступает в Петербурге на недавно открывшийся авиационный завод рабочим и там же учится летать на аэропланах. Уже через год Константин Арцеулов успешно пройдет испытания и получит звание пилота-авиатора, и вскоре в родном Крыму он становится пилотом-инструктором организованного в Севастополе аэроклуба.
В 1914 году начинается Первая мировая война и 23-летний Константин уходит на фронт. Служит в кавалерии, награжден тремя орденами. В 1915 году переведен в Качинскую школу авиации и получает звание военного летчика. Служит во фронтовом разведывательном авиаотряде, где так же со временем удостаивается орденов – Св. Анны и Св. Владимира 4-й степени. В то время считалось, что сорвавшийся в штопор самолёт не имеет выхода из него. Путём чисто теоретических исследований К. Арцеулов пришёл к выводу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопору (обычно, лётчики попавшие в штопор, старались приподнять опущенный вращающейся нос самолёта и тянули ручку управления на себя, чем ещё более усугубляли ситуацию). 24 Сентября 1916 года самолёт «Ньюпор-21», управляемый Арцеуловым, послушно вошел в штопор после сваливания на крыло, выполнил три витка, и по воле лётчика перешел в крутое пикирование. В том же полёте Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. Затем он успешно обучил этому воздушному маневру всех курсантов. И не раз потом в ходе боя русские летчики смело заходили в «штопор», чем буквально ошеломляли и дезорганизовывали немецких авиаторов.
С середины 1921 года его назначают начальником летной части 1-й Московской высшей школы красвоенлетов. Кроме того, он – летчик-испытатель №1 новых моделей самолетов.
С 1927 года К. К. Арцеулова переводят в гражданскую авиацию, где он в основном занимается аэрофотосъемкой. В 1933 году руководство страны присуждает ему высшее летное звание того времени — звание заслуженного летчика СССР, но через короткое время оно же, припомнив вдруг что-то из его дореволюционного прошлого, отправляет его на поселение к Белому морю, где он становится капитаном маленького буксира. Но, как известно, настоящий человек любое дело делает по-настоящему! Буксир под его руководством стал одним из лучших по дисциплине, порядку и внешнему виду.
Уже после войны Константин Константинович Арцеулов возвращается в Москву. Он реабилитирован. Его ждет преподавательская деятельность в одном из самых престижных вузов страны — в Московском авиационном институте. И тут к бывшему летчику и капитану приходит его самое первое увлечение — рисование.
Он успешно сотрудничает с несколькими издательствами, а всего с его рисунками и художественным оформлением за несколько лет выходит более 50 книг! Кроме того, им же проиллюстрировано 240 (!) номеров очень популярного в советское время журнала «Техника — молодежи» и других изданий.
Константин Константинович умер 18 марта 1980 года, прожив сложную, но яркую, деятельную жизнь, оставив свой след в истории авиации.
По материалам сайта www.perekop.info