А из моего окна видно, как ходят трамваи. Даже отлично слышно. Но нет, это вовсе не мешает, а придает таинственности, романтики. Особенно если сесть поздно вечером рядом с окном и смотреть, как проносятся редкие составы. Да и остановка у меня особенная. Кто-то считает, что это остановка первого парового трамвая, и сам павильон XIX века. Едва ли я думаю об этом, когда прыгая через два забора бегу к трамваю, чтобы поехать в институт.
читать дальшеВ конце XIX века через Бутырскую слободу и Бутырский хутор начинает ходить паровой трамвай, а затем через Бутырки прошла первая линия московского трамвая — от Страстной площади до Петровского парка. Вообще сначала по маршруту Петровская академия — Бутырская застава планировалось пустить конку.
И она даже некоторое время там ходила (с 1886 по 1891 гг). Но дело это было невыгодное - депо находилось далеко, в плохую погоду лошади застревали в грязи среди полей, в вагонах не было отопления. Поэтому в 1891 году конку сменил паровой трамвай. Эксплуатацией линии занималось "Бельгийское акционерное общество конно-железных дорог второй сети". Из Бельгии привезли составы для линии - маленькие паровозики с вертикальным паровым котлом и несколько вагончиков. Вагоновожатый был одновременно и кочегаром: перед поездкой он растапливал котел и паровичок отправлялся в путь. Подбрасывать уголь в топку надо было каждые 15 минут.
Кондуктором на этом маршруте одно время работал будущий писатель Константин Паустовский. До этого он работал на трамваях "А" и "Б" в центре Москвы,но позже его перевели на линию паровичка. Вот как он вспоминал о своей работе:
"Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на «паровичок» - паровой трамвай. Он ходил от Савеловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая легкая, а на кондукторском языке - самая «дачная» линия в Москве.Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара.Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на «паровичке» не было.Я работал на этой линии осенью. Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам «паровичка». Березовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа."
В 1899 году Бельгийское общество параллельно паровичку открыло первую в Москве электрическую трамвайную линию - от Бутырской заставы, по Верхней и Нижней Масловкам до Старого Петровско-Разумовского проезда. Какое-то время трамвай и паровичок существовали вместе. Но в июне 1922 года паровичок прекратил свое существование. Один из очевидцев этого так вспоминал происходившее: "Проводы паровичка на покой состоялись в летний полдень. Студенты украсили его венками из сосновых лап и цветов, до отказа заполнили все его вагончики и вместе с профессором академии А.Фортунатовым запели сочиненный им еще в 1891 году гимн академии. Затем с песнями и громкими криками проводили паровичок до Бутырской заставы - его конечной остановки в Москве".
Пройдя через парк, можно дойти до трамвайной остановки "Красностуденческий проезд". Тут находится единственный сохранившийся до наших дней остановочный павильон паровичка. Несколько раз его разоряли вандалы, несколько раз он горел, но каждый раз его ремонтировали и приводили в приличный вид.

Но на этом сайте написано, что, да, на этом участке трамвай действительно ходит по тому же маршруту, но сохранившийся деревянный павильон постройки 1941 года.
А еще нашла фотографию 1951 года.

"Остановка "Красностуденческий проезд"
Трамвайный остановочный "Красностуденческий проезд". 1926 года, архитектор Евгений Шервинский. Раньше в центре него был киоск с мороженным. На заднем плане кирпичные многоэтажные дома построенные в 1935-1938 годах, а справа дача, где жили Пастернаки. Эта остановка стоит и в наши дни, но в перестроенном виде.
@темы:
Город.msk,
Моя жизнь