Достоинства: устойчивость на всех режимах полета, отличная управляемость, хорошие взлетно-посадочные качества, высокая скороподъемность
Недостатки: малая скорость, достаточная сложность для малоопытных пилотов И-153, созданный Н. Н. Поликарповым в 1938 году, представляет собой предмет глубокой модернизации полутораплана И-15 КБ Поликарпова.
От И-15бис истребитель отличается убирающимся шасси, изогнутым верхним крылом типа "чайка" (как на И-15), более мощным мотором и бронированной спинкой сиденья летчика.
Кроме того, вся конструкция была усилена и доработана (были заменены некоторые узлы и детали). В результате И-153 сохранил маневренность И-15, при этом у первого скорость больше.
Вооружение И-153 состояло из 4 пулеметов ШКАС либо крупнокалиберных БС. Кроме того, было выпущено небольшое количество истребителей с пушечным вооружением и закрытой кабиной.
К сожалению, эра бипланов и полуторапланов близилась к концу. И-153 был последним самолетом ВВС РККА такого рода. Его скорость, весьма неплохая к моменту появления,
была слишком низка для начала сороковых и несопоставима со скоростями монопланов. Уже во время конфликта на реке Халхин-Гол стало ясно, что И-153 трудно конкурировать с современными японскими истребителями.
Тем не менее, И-153 участвовал в первом периоде Великой Отечественной войны и вместе с И-16 весьма помог летчикам, которые еще не успели получить достаточное количество истребителей новых конструкций (а главное - освоить их).
Даже в 1942 году, когда истребительные полки были вооружены самолетами ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 , многие летчики просили вернуть им "ишачки", мотивируя это тем, что на наших самолетах все равно не догонишь "мессершмитт", а на истребителях Поликарпова шансы уцелеть в оборонительном бою гораздо выше благодаря их отличной маневренности. Осенью 1942 года под Сталинградом "Чайкам" удавалось сбивать (при правильном ведении боя, разумеется) даже новейшие немецкие истребители Bf.109 G-2! В рекомендациях летчикам по ведению воздушного боя говорилось: "Отличная маневренность "Чайки" делает ее неуязвимой для неповоротливого Ме-109, если только летчик "Чайки" хорошо осматривается кругом.
И-153 всегда может вывернуться из-под атаки и встретить противника огнем в лоб. При этом часто получается так, что И-153 может вести огонь по Ме-109, а тот довернуться на "Чайку" не успевает."
С другой стороны, версии И-153, оснащенные пулеметами ШКАС, не всегда могли пробить броню немецких бомбардировщиков и тяжелых истребителей. В качестве примера можно привести бой 18 августа 1941 г,
когда в упорном воздушном бою на своей "Чайке" летчик В. Ф. Абрамов сбил двухмоторный восьмиточечный Bf.110 и повредил другую вражескую машину Эта схватка походила на поединок кочевника, вооруженного луком,
с закованным в броню крестоносцем: стрелы отскакивют от панциря так же, как пули ШКАСов "Чайки" от 10-миллиметровой брони "сто десятого". Однако не зря говорилось в боевых наставлениях того времени:
"Исход боя решается не столько качествами самолета, сколько умением их использовать". Прицельные очереди сзади-снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане боевым разворотом, чтобы не проскочить вперед под огонь шести стволов Bf.110, сделали свое дело.
Самолет Абрамова в этом бою также получил тяжелые повреждения. Стоило немалой отваги и искусства посадить изуродованную, почти не слушавшуюся рулей машину на свой аэродром.
Только в середине 1943 года оставшиеся И-153 были переквалифицированы в учебные и отправлены в тыл. Финляндия использовала трофейные И-153 как истребители первой линии вплоть до 1944 года.
Схема: расчалочный одностоечный полутораплан
Достоинства: устойчивость на всех режимах полета, отличная управляемость, хорошие взлетно-посадочные качества, высокая скороподъемность
Недостатки: малая скорость, достаточная сложность для малоопытных пилотов И-153, созданный Н. Н. Поликарповым в 1938 году, представляет собой предмет глубокой модернизации полутораплана И-15 КБ Поликарпова.
От И-15бис истребитель отличается убирающимся шасси, изогнутым верхним крылом типа "чайка" (как на И-15), более мощным мотором и бронированной спинкой сиденья летчика.
Кроме того, вся конструкция была усилена и доработана (были заменены некоторые узлы и детали). В результате И-153 сохранил маневренность И-15, при этом у первого скорость больше.
Вооружение И-153 состояло из 4 пулеметов ШКАС либо крупнокалиберных БС. Кроме того, было выпущено небольшое количество истребителей с пушечным вооружением и закрытой кабиной.
К сожалению, эра бипланов и полуторапланов близилась к концу. И-153 был последним самолетом ВВС РККА такого рода. Его скорость, весьма неплохая к моменту появления,
была слишком низка для начала сороковых и несопоставима со скоростями монопланов. Уже во время конфликта на реке Халхин-Гол стало ясно, что И-153 трудно конкурировать с современными японскими истребителями.
Тем не менее, И-153 участвовал в первом периоде Великой Отечественной войны и вместе с И-16 весьма помог летчикам, которые еще не успели получить достаточное количество истребителей новых конструкций (а главное - освоить их).
Даже в 1942 году, когда истребительные полки были вооружены самолетами ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 , многие летчики просили вернуть им "ишачки", мотивируя это тем, что на наших самолетах все равно не догонишь "мессершмитт", а на истребителях Поликарпова шансы уцелеть в оборонительном бою гораздо выше благодаря их отличной маневренности. Осенью 1942 года под Сталинградом "Чайкам" удавалось сбивать (при правильном ведении боя, разумеется) даже новейшие немецкие истребители Bf.109 G-2! В рекомендациях летчикам по ведению воздушного боя говорилось: "Отличная маневренность "Чайки" делает ее неуязвимой для неповоротливого Ме-109, если только летчик "Чайки" хорошо осматривается кругом.
И-153 всегда может вывернуться из-под атаки и встретить противника огнем в лоб. При этом часто получается так, что И-153 может вести огонь по Ме-109, а тот довернуться на "Чайку" не успевает."
С другой стороны, версии И-153, оснащенные пулеметами ШКАС, не всегда могли пробить броню немецких бомбардировщиков и тяжелых истребителей. В качестве примера можно привести бой 18 августа 1941 г,
когда в упорном воздушном бою на своей "Чайке" летчик В. Ф. Абрамов сбил двухмоторный восьмиточечный Bf.110 и повредил другую вражескую машину Эта схватка походила на поединок кочевника, вооруженного луком,
с закованным в броню крестоносцем: стрелы отскакивют от панциря так же, как пули ШКАСов "Чайки" от 10-миллиметровой брони "сто десятого". Однако не зря говорилось в боевых наставлениях того времени:
"Исход боя решается не столько качествами самолета, сколько умением их использовать". Прицельные очереди сзади-снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане боевым разворотом, чтобы не проскочить вперед под огонь шести стволов Bf.110, сделали свое дело.
Самолет Абрамова в этом бою также получил тяжелые повреждения. Стоило немалой отваги и искусства посадить изуродованную, почти не слушавшуюся рулей машину на свой аэродром.
Только в середине 1943 года оставшиеся И-153 были переквалифицированы в учебные и отправлены в тыл. Финляндия использовала трофейные И-153 как истребители первой линии вплоть до 1944 года.
Всего было выпущено 3400 самолетов И-153.
я в школьные годы много знал про отечественную авиацию и танки...
был такой специальный журнал - Техника молодежи...
статья - как будто оттуда)))))))))
Замечательно, что его помнят, что нашу авиацию того времени кто-то - Вы - настолько знает.
Картинка просто отличная.
Так и знала, что в Вашей истории речь о наших именно самолётах. (Для Америки или Германии рассказанное было б, пожалуй, возможнее.)
Е.Н.